031103. Беларусь сможет стать лучше Запада. /// Сможет ли власть отрешиться от альянса с РПЦ?
Беларусь сможет стать лучше Запада.

И так же в вопросах религии.
Запад сейчас всё же подчинён католичеству.

Ради дешёвого газа сейчас можно и позаигрывать с РПЦ…

Но потом придётся думать – как избавиться от идеологической роли партии РПЦ. Получится ли?
Дай то Бог…

Ленину пришлось сделать много, чтобы достичь такой цели. Вряд ли кто то сможет сейчас повторить его методы…

З.р.


---------------------------


// на фото /ВВС/:

свободное государство.
галоўная
НАВІНЫ ч.28
папярэдняя
наступная
E-mail: ruz@tut.by
Сможет ли власть отрешиться от альянса с РПЦ?

01.11.2003 , 11:26

Георгий АНТОНЮК*


Видится, сегодня Русская православная церковь (РПЦ) активно пытается реанимировать в Беларуси такой свой статус, который хотя бы частично был бы сопоставим с ее рангом официальной церкви в бывшей Российской империи.

Если она не откажется от этих претензий, то после восстановления демократии у нее с высокой степенью вероятности снова могут возникнуть неприятности. Стремление возродить сейчас в качестве норм обустройства государства "христианские" (или иные) религиозные ценности и образ жизни, которые даже при полном господстве христианства в качестве официальной религии в средневековье по большей части вели к удушающему прогресс тотальному диктату религиозной веры, церкви и ее духовенства, теологов, философов над государством, властью, обществом, личностью, — это стремление очень вредно для Беларуси.

Обеспечить ощутимый контроль любой церкви над государством и посредством него — над многомировоззренческим обществом можно только ее большим или меньшим огосударствлением или сращиванием с властью. А это неизбежно требует диктатуры. На мой взгляд, духовенство РПЦ пытается прельстить Лукашенко якобы бесспорной полезностью христианской религии и РПЦ для поддержки его авторитарной власти, для обустройства государства и управления им, желая использовать это для усиления влияния РПЦ и ее духовенства на общество. И уже используют. Идет активное сращивание РПЦ с государственной властью и Лукашенко. Закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях", исходящий из "признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа", уже частично подчиняет государство религии и церкви, наделяет его элементом теократии, власти духовенства РПЦ над государством и его гражданами. Это проявление ретроградства и религиозно-идеологического тоталитаризма.

Если продлится стремление Лукашенко к сохранению и укреплению своей власти, то будет повышаться его зависимость от поддержки РПЦ. Это значит, что ее руководство и духовенство будут все больше прибирать к своим рукам его ум, чувства, волю и государство. Митрополит Филарет уже высказал пожелание, чтобы в создаваемой Лукашенко государственной идеологии, "идеологические построения учитывали… христианские ценности". Этой зависимости Лукашенко от РПЦ будет способствовать отсутствие в его идейном арсенале мощного рационально-научного мировоззрения. Считаю, что сейчас искреннее решение им для себя общемировоззренческого вопроса "Что первично?" имеет для него и для управляемой им страны судьбоносное практическое значение. От того, как он со всей откровенностью решит для себя этот вопрос, зависит, поведут ли его за руку в будущее идеологи, в том числе духовенство, православные священники, или он пойдет в него как самодостаточная личность, свободно принимающая государственные решения на основе науки и социальной инженерии.

За спиной православной церкви на восточнославянских землях — многовековой византийский, а также свой тысячелетний опыт умелого управления правителями государств (князьями, монархами, тиранами). Управления открытого и скрытого, грубого и изощренного, льстивого и коварного, мягкого и безжалостного. Только перед диктатурой коммунистов РПЦ спасовала.

Видится, сегодня РПЦ, частично оправившись от поражения, нанесенного ей семидесятитрехлетним правлением коммунистов, решительно поставила перед собой корыстную реакционную цель занять место хотя бы возле руля государственной власти. Поскольку она, в отличие от ряда мусульманских церквей (например, шиитской, ваххабитской), не была способна раньше и не способна сегодня к самостоятельному завоеванию и удержанию государственной власти, то нуждается для достижения данной цели и для сохранения и укрепления своего обретенного влияния на государственную власть в подконтрольной ей чужой диктатуре.

Полагаю, проводимая ныне Лукашенко идеологизация государственной власти в Беларуси, хотя весьма эклектичная и примитивная по содержанию, но с явным общемировоззренческим ядром в форме православия, ведет страну в тупик. Она уже очень глубоко проникла в поры власти. Поэтому только последовательной и решительной антиидеологической революцией во всей системе этой власти можно открыть идейный простор для научно обоснованного обустройства Беларуси в соответствии с проверенными Западом на практике и выявившими свою эффективность самыми передовыми стандартами.

Думается, Александру Лукашенко хватило бы оставшихся до завершения президентских полномочий лет для решительного поворота Беларуси на испытанный западными странами путь. Если он пассионарен и озабочен судьбой Отечества.

В полноценном правовом государстве приверженность идеологической вере, в т.ч. религиозной, — это исключительно частное дело. Такое государство использует науку и социальную инженерию в качестве идейной основы управления обществом, для обоснования его ориентиров, целей, ценностей, норм, проектов, программ и т.п. В то же время вижу уместным для государства, строго отделяющего от себя религию, сотрудничать с религиозными организациями в решении различных проблем жизни общества. Но только как с исключительно частными организациями и только в тех рамках, в которых это сотрудничество с государством не может быть использовано ими для усиления своего влияния на государство и общество, для демонстрации, укрепления и распространения своих учений и веры. Есть много общественно значимых вопросов, в решении которых церковь в состоянии участвовать совместно с государством, не апеллируя к своей вере и не демонстрируя ее, а исходя исключительно из общегражданской и общечеловеческой позиций.


——————————
*Автор: Георгий АНТОНЮК — профессор кафедры философии Института подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси, доктор философских наук.

«Белорусские новости».
Hosted by uCoz