"МОСФИЛЬМ" БЕЗ РУЛЕТКИ
Главная киностудия страны остается в руках государства
Екатерина Барабаш
Карен Шахназаров в специально построенном для его фильма киногороде. Размах, как говорится, на рубль. Хорошо бы, чтобы удар не на копейку вышел.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Перед тем как начать выездное заседание коллегии Министерства культуры РФ, посвященное усовершенствованию технической базы киноконцерна "Мосфильм" (в главном здании которого и проходило заседание), министр культуры РФ Михаил Швыдкой попросил приглашенных журналистов: вы там не особенно зубоскальте на эту тему, а то напишете, мол, что как только президент побывал на "Мосфильме", тут же и бросились "Мосфильм" опекать. Визит Путина и пристальное внимание к киноконцерну никак не связаны, коллегия готовилась давно, а приезд президента просто почти совпал с ней по времени. Министр дал понять, что в федеральной программе развития культуры кино займет особое место, а в российской киноиндустрии более особого места, чем занимает "Мосфильм", не занимает никто.
Этот тезис тут же подхватил генеральный директор "Мосфильма" Карен Шахназаров. Для начала он сказал, что выездное заседание коллегии Минкульта на вверенной ему студии - второе по значимости событие за 80 лет существования "Мосфильма" после визита президента. После чего объявил "Мосфильм" лучшей киностудией в мире и, невзирая на появившиеся в зале скептические улыбки, по пунктам перечислил преимущества своего концерна по сравнению с итальянской "Чиничитой" и немецкой "Баварией". Выяснилось, например, что "Чиничита", следуя закону, поддерживает отечественного производителя и поэтому студии перезаписи "Чиничиты", скажем, начинены итальянским оборудованием, которое ни в какое сравнение не идет с английским. Но бедные итальянцы могут по закону пользоваться только отечественным. А вот "Мосфильм" старается пользоваться именно английским. Оказывается, насильственная поддержка отечественного производителя - не только наша, российская планида.
Впрочем, технические тонкости можно оставить для знатоков. А "Мосфильм" отныне намерен стать не только лучшей студией Европы и мира, но и местом паломничества простого кинолюда. Как считает руководство студии, надо на территории "Мосфильма" сделать что-то вроде киногородка для всех желающих, но только без рулетки и джекпота. Можно, например, устроить отличный музей того реквизита, коим завален "Мосфильм". Около миллиона костюмов, 200 единиц бронетехники - неужели этого мало, чтобы худо-бедно обеспечить финансовый ручеек? Можно себе представить, как пойдет народ смотреть, к примеру, на треуголку Наполеона, в которой "щеголял" Стржельчик в "Войне и мире". Прослышав, какие декорации построил Шахназаров для своего будущего фильм "Конь бледный", потенциальные зрители завалили студию письмами с просьбой пустить их на эти декорации посмотреть. Пока не пускают, а почему бы и не пустить? За деньги, разумеется.
Но это еще не все. Если, допустим, перевести на "Мосфильм" Музей кино, который сейчас в Киноцентре на Красной Пресне на птичьих правах, если оборудовать здесь кинотеатр для публики с несколькими залами, то денежки какие-никакие пойдут. Однако это все мелочи. "Мосфильм" настроен на крупную реорганизацию. Для этого он пригласил некую строительную фирму, готовую из застарелой мосфильмовской территории с прогнившими зданиями сделать суперкомплекс с огромным новым зданием с новыми павильонами, которым позавидует, вероятно, сам "Метро Голдвин Майер". Кроме павильонов фирма намерена отгрохать новое здание для реквизита и киноцентр с пятью залами от 150 до 500 мест. Предполагаются "дистанции огромного размера": киноцентр собираются разместить на 8 тыс. кв. метрах, хранилище реквизита займет 9 тыс. кв. метров, для павильона отведут 2,5 тыс. кв. метров. То есть новые здания займут на территории "Мосфильма" ни много ни мало около 20 тыс. кв. метров. Сказать "существенно" - значит ничего не сказать. Огромное строительство, огромные деньги. Потянет ли "Мосфильм"? Ну, разумеется, потянет, учитывая, что никакой приватизации не последует, а значит, львиную долю денег получат из федерального бюджета.
Впрочем, средства из федерального бюджета для "Мосфильма" не единственный источник существования. Солидный, безусловно, но не единственный. "Мосфильм" неплохо кормится от собственного фильмофонда, который питает его давно и сытно. Несколько лет шли разговоры о том, что хорошо бы мосфильмовские запасники передать в другие руки, но борьба закончилась победой "Мосфильма", и еще неизвестно, как бы он существовал, не будь у него этих "закромов родины".
Правда, Шахназаров жалуется, что частные инвесторы не больно-то готовы помогать. Он не говорит, к каким инвесторам обращался, но, право, странно слышать, что не нашлось людей, готовых вложить свои деньги в крупнейшую киностудию страны. А то и мира, как утверждает ее директор.
Вероятно, "Мосфильм", который и сейчас живет вполне неплохо, зажил бы еще комфортней, если бы ему дали добро на акционирование. Но, как выразился первый заместитель министра культуры РФ, руководитель Департамента кинематографии Александр Голутва, негоже убивать курочку, несущую золотые яйца.
По ходу дела Голутва объяснил, что государство будет придерживаться нашей, российской системы господдержки кино. Французская система, которая предполагает отчисления от кассовых сборов в фонд отечественного кино, нам не подходит. По крайней мере так считает Министерство культуры. Вкратце Голутва пояснил, как вообще государство намерено помогать кино. Например, он объявил об особой поддержке авторского и дебютного кино. Правда, возникает вопрос, что считать авторским кино. Ну с дебютным ясно. А насчет авторского - тут закавыка, критериев-то нет никаких. Где оно авторское, где неавторское - поди разберись. Вот, например, "Возвращение" - авторское кино? Безусловно. Но денег на этот фильм никто не дал. Да никто и не просил. И слава богу - другим больше достанется. Кому - опять же неясно. Оно, может, и к лучшему. Нет жестких критериев - нет жестких претензий.
По поводу надвигающейся опасности госзаказов Голутва высказался более чем определенно: профессиональный кретинизм, по его мнению, - явление общее и распространенное. Несть числа всяческим ведомствам, которые бы хотели за счет государства сделать кино о своих доблестных тружениках. Лежат заявки сценариев о смелых горняках, чутких врачах, детолюбивых учителях.
И никто эти сценарии не принимает. Потому что - никакой идеологии в кино нет и в наше время быть не может. По крайней мере, так говорят в Министерстве культуры.
http://www.ng.ru/culture/2003-11-14/12_mosfilm.html
|