031125. НОВЫЙ САЙТ ЗГОЛИЧА будет... /// Айда в кино! / Опереточный путч - не сценарий для революции, или почему Шеварднадзе - это не Милошевич и не Лукашенко
НОВЫЙ САЙТ ЗГОЛИЧА - будет. Его адрес (после исчезновения доступа к www.zgolich.narod.ru) - см: форумы на: www.charter97.org www.bdg.by ============================ Айда в кино! Жанна Васанская НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ ОТКРЫТИЯ Общее впечатление после церемонии открытия Х–го Минского международного кинофестиваля «Листопад–2003» в прошедшую субботу можно выразить еще советских времен штампом: здравствуй, товарищ кино! Президент Беларуси и на этот раз не приехал поприветствовать гостей и участников кинофорума, но организаторы сами пошли к Магомету, устроив праздник кино во Дворце республики — поближе к резиденции. Получилось впечатляюще и обнадеживающе. Похоже, стремление соответствовать европейскому уровню у нас этим и ограничивается, поскольку фестивального кино в Беларуси давно не снимают. Единственным фильмом, созданным на национальной киностудии «Беларусьфильм» уже в постсоветское время и достойным солидного фестиваля была картина покойного режиссера Михаила Пташука «В августе 44–го…». В этом году наше кино представляет нашумевший блок–бастер «Анастасия Слуцкая», на всякий случай подстраховавший себя сомнительными премиями и дипломами на других фестивалях постсоветского пространства. Правда, особенность «Листопада» — голосование зрителей после просмотра каждой ленты, может «сделать лидером» именно белорусскую картину. Впрочем, организаторы и профессионалы вполне трезво оценивают важность этого фестиваля и понимают, что любая награда «Листопада» «классности» все равно не имеет (разве что — строчка в творческой биографии создателя фильма), а, следовательно, участие в нем ничего, кроме удовольствия от вояжа в столицу Беларуси и встречи со старыми друзьями, не несет. Что, впрочем, не так уж и мало, как подчеркивали участники фестиваля. Открытие было откровенно скучным. Речи чиновников общи и суесловны. Державные мужи во что–то верят, на что–то надеются и чего–то желают. Заместитель премьер министра Владимир Дражин от себя сказал назидательную речь минут на десять, после чего зачитал послание Александра Лукашенко, встреченное вежливыми аплодисментами. Тут (как рояль в кустах) на сцене появилась несомненная звезда советского российского кинематографа в несомненной и безукоризненной шляпке Клара Лучко. Она–то и разрядила обстановку, испугавшись размеров хрустального изваяния — специальный приз от президента Беларуси, удивленно обронив: «Может быть, именно я пришла на память президенту…». Отсмотрев ретро–клип, Клара Степановна покинула сцену Дворца. Больше знаменитость никто не видел. Далее сцену Дворца заполнили приглашенные на фестиваль делегации. Самой звездоносной была делегация России: питерские «менты» и их клон — «убойная сила» (какая ж песня без баяна!). И песня, к слову тоже была: в киноконцерте, предложенном аудитории, артисты сериала «Убойная сила» исполнили хит «Прорвемся, опера!». Леонид Мозговой — призер прошлогоднего «Листопада», исполнитель главной роли Ленина в фильме Александра Сакурова «Телец» прочел великолепные стихи Давида Самойлова. Ирина Скобцева, Георгий Жженов скромно поблагодарили белорусов за приглашение. Актриса Светлана Тома, женщина приятная во всех отношениях, напомнила о себе зрителям, исполнив старинный романс, а композитор Евгений Дога сыграл на рояле попурри из своих самых известных мелодий к кинофильмам. Промолчали: Зинаида Шарко, Сергей Смирнов, Станислав Говорухин, Алексей Кравченко, Виктор Раков, Дина Корзун, Ирина Шевчук и, естественно, финская актриса Анне–Кристина Юссо, известная нам по замечательному фильму Рогожкина «Кукушка». Николай Бурляев — президент фестиваля «Золотой витязь», и Марк Рудинштейн–президент кинокомпаний «Кинотавр», поговорили о своем: о тяжелой доле президента фестиваля. А теперь о главном. О большом кино в столице каждый день вплоть до 28 ноября. Продвинутый зритель и критик с нетерпением ждет нашумевшие ленты: Вадима Абдрашитова «Магнитные бури», Андрея Звягинцева «Возвращение», Алексея Учителя «Прогулка». Правда, новый фильм Абдрашитова–Миндадзе в конкурсе не участвует, проходит в номинации специальный показ. Этот тандем — самый стабильный в российском кино. И самый спорный до сих пор. Драматург Александр Миндадзе о своей картине «Магнитные бури» сказал в интервью: « Я работаю с «оттянутой» экспозицией. Сценарий открывается сильным событием, действием, динамикой. И только потом, как из тумана, проступают герои. Можно так рассказать: она была крановщицей, она ходила на работу, где познакомилась с рабочим парнем. А можно, как в «Бурях», начать с динамики, с драки людей, отношение которых к жизни и друг другу не обозначено. «Простой» человек, а не фабула вызывает теперь зрительское удивление, потому что этого человека зритель выстрадал, этот человек не дался ему запросто, не открылся за здорово живешь. Тогда быт превращается в бытие». И к этому ни добавить, ни убавить. Действие фильма «Магнитные бури» происходит, как мне кажется, не на заводе и не на полигоне, а в народном подсознании. Интерес к «Возвращению» Звягинцева подогрет его уникальной венецианской победой. Предсказать ее не смог никто, зато теперь много желающих объяснить успех фильма. Кроме всего уникальность «Возвращения» и в том, что благодаря зарубежным продажам потраченные на производство фильма деньги уже вернулись. Без учета российского проката. Теперь «Возвращению» придется побороться за «Оскар» — опять же с непредсказуемым результатом. Хотя в победу хочется верить. А нам предстоить ощутить еще и свою зрительскую уникальность — в том, что впервые можно обойти американских киноакадемиков и присудить фильму приз «Листопада», раньше, чем они дадут ему «Оскара». Если, конечно, удастся попасть на единственный его показ, который состоится в четверг 27 ноября в кинотеатре «Октябрь». Киноленту «Прогулка» одна московская критикесса назвала ремейком фильма «Я шагаю по Москве». Фильм Учителя получил приз на ХХУ Московском международном кинофестивале, Главный приз за режиссуру, приз за лучшую женскую роль в Выборге на российском фестивале «Окно в Европу», приз Х111 МКФ, г. Котбус, Германия. Отметим, что все игровые ленты Учителя имели и награды и общественный резонанс: «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка». Нынешняя картина создана в соавторстве с Дуней Смирновой, автором сценария «Дневник его жены». «Прогулку» мы увидим 27 ноября в кинотеатре «Октябрь». Особенность нынешнего фестиваля еще и в том, что в кинотеатре «Центральный» впервые будут широко представлены и новые студенческие работы ВГИКа. Среди них есть победители студенческого фестиваля «Святая Анна». А в программе «Балтийский экран» мы увидим разножанровые ленты кинематографистов Латвии, Литвы, Эстонии. Вечер памяти кинематографистов — шестидесятников: актера Владимира Высоцкого, режиссера Виктора Турова, кинодраматурга Геннадия Шпаликова с демонстрацией фильма «Я родом из детства» состоится 25 ноября в кинотеатре «Салют». Там же, 26 ноября, пройдет вечер памяти Юрия Марухина «… но обо мне товарищи заплачут». Придем и вспомним… http://www.belarusfree.org/ru/reviews/aidavkino.html |
|