031125. НОВЫЙ САЙТ ЗГОЛИЧА будет... /// Айда в кино! / Опереточный путч - не сценарий для революции, или почему Шеварднадзе - это не Милошевич и не Лукашенко
НОВЫЙ САЙТ ЗГОЛИЧА - будет.

Его адрес (после исчезновения доступа к www.zgolich.narod.ru) - см:

форумы на:

www.charter97.org
www.bdg.by


============================




Айда в кино!

Жанна Васанская

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ ОТКРЫТИЯ
Общее впечатление после церемонии открытия Х–го Минского международного кинофестиваля «Листопад–2003» в прошедшую субботу можно выразить еще советских времен штампом: здравствуй, товарищ кино! Президент Беларуси и на этот раз не приехал поприветствовать гостей и участников кинофорума, но организаторы сами пошли к Магомету, устроив праздник кино во Дворце республики — поближе к резиденции.



Получилось впечатляюще и обнадеживающе.

Похоже, стремление соответствовать европейскому уровню у нас этим и ограничивается, поскольку фестивального кино в Беларуси давно не снимают. Единственным фильмом, созданным на национальной киностудии «Беларусьфильм» уже в постсоветское время и достойным солидного фестиваля была картина покойного режиссера Михаила Пташука «В августе 44–го…».

В этом году наше кино представляет нашумевший блок–бастер «Анастасия Слуцкая», на всякий случай подстраховавший себя сомнительными премиями и дипломами на других фестивалях постсоветского пространства. Правда, особенность «Листопада» — голосование зрителей после просмотра каждой ленты, может «сделать лидером» именно белорусскую картину. Впрочем, организаторы и профессионалы вполне трезво оценивают важность этого фестиваля и понимают, что любая награда «Листопада» «классности» все равно не имеет (разве что — строчка в творческой биографии создателя фильма), а, следовательно, участие в нем ничего, кроме удовольствия от вояжа в столицу Беларуси и встречи со старыми друзьями, не несет. Что, впрочем, не так уж и мало, как подчеркивали участники фестиваля.

Открытие было откровенно скучным. Речи чиновников общи и суесловны. Державные мужи во что–то верят, на что–то надеются и чего–то желают. Заместитель премьер министра Владимир Дражин от себя сказал назидательную речь минут на десять, после чего зачитал послание Александра Лукашенко, встреченное вежливыми аплодисментами. Тут (как рояль в кустах) на сцене появилась несомненная звезда советского российского кинематографа в несомненной и безукоризненной шляпке Клара Лучко. Она–то и разрядила обстановку, испугавшись размеров хрустального изваяния — специальный приз от президента Беларуси, удивленно обронив: «Может быть, именно я пришла на память президенту…». Отсмотрев ретро–клип, Клара Степановна покинула сцену Дворца. Больше знаменитость никто не видел.

Далее сцену Дворца заполнили приглашенные на фестиваль делегации. Самой звездоносной была делегация России: питерские «менты» и их клон — «убойная сила» (какая ж песня без баяна!). И песня, к слову тоже была: в киноконцерте, предложенном аудитории, артисты сериала «Убойная сила» исполнили хит «Прорвемся, опера!».

Леонид Мозговой — призер прошлогоднего «Листопада», исполнитель главной роли Ленина в фильме Александра Сакурова «Телец» прочел великолепные стихи Давида Самойлова. Ирина Скобцева, Георгий Жженов скромно поблагодарили белорусов за приглашение. Актриса Светлана Тома, женщина приятная во всех отношениях, напомнила о себе зрителям, исполнив старинный романс, а композитор Евгений Дога сыграл на рояле попурри из своих самых известных мелодий к кинофильмам. Промолчали: Зинаида Шарко, Сергей Смирнов, Станислав Говорухин, Алексей Кравченко, Виктор Раков, Дина Корзун, Ирина Шевчук и, естественно, финская актриса Анне–Кристина Юссо, известная нам по замечательному фильму Рогожкина «Кукушка».

Николай Бурляев — президент фестиваля «Золотой витязь», и Марк Рудинштейн–президент кинокомпаний «Кинотавр», поговорили о своем: о тяжелой доле президента фестиваля.

А теперь о главном. О большом кино в столице каждый день вплоть до 28 ноября.

Продвинутый зритель и критик с нетерпением ждет нашумевшие ленты: Вадима Абдрашитова «Магнитные бури», Андрея Звягинцева «Возвращение», Алексея Учителя «Прогулка».

Правда, новый фильм Абдрашитова–Миндадзе в конкурсе не участвует, проходит в номинации специальный показ. Этот тандем — самый стабильный в российском кино. И самый спорный до сих пор. Драматург Александр Миндадзе о своей картине «Магнитные бури» сказал в интервью: « Я работаю с «оттянутой» экспозицией. Сценарий открывается сильным событием, действием, динамикой. И только потом, как из тумана, проступают герои. Можно так рассказать: она была крановщицей, она ходила на работу, где познакомилась с рабочим парнем. А можно, как в «Бурях», начать с динамики, с драки людей, отношение которых к жизни и друг другу не обозначено. «Простой» человек, а не фабула вызывает теперь зрительское удивление, потому что этого человека зритель выстрадал, этот человек не дался ему запросто, не открылся за здорово живешь. Тогда быт превращается в бытие». И к этому ни добавить, ни убавить. Действие фильма «Магнитные бури» происходит, как мне кажется, не на заводе и не на полигоне, а в народном подсознании.

Интерес к «Возвращению» Звягинцева подогрет его уникальной венецианской победой. Предсказать ее не смог никто, зато теперь много желающих объяснить успех фильма. Кроме всего уникальность «Возвращения» и в том, что благодаря зарубежным продажам потраченные на производство фильма деньги уже вернулись. Без учета российского проката. Теперь «Возвращению» придется побороться за «Оскар» — опять же с непредсказуемым результатом. Хотя в победу хочется верить. А нам предстоить ощутить еще и свою зрительскую уникальность — в том, что впервые можно обойти американских киноакадемиков и присудить фильму приз «Листопада», раньше, чем они дадут ему «Оскара». Если, конечно, удастся попасть на единственный его показ, который состоится в четверг 27 ноября в кинотеатре «Октябрь».

Киноленту «Прогулка» одна московская критикесса назвала ремейком фильма «Я шагаю по Москве». Фильм Учителя получил приз на ХХУ Московском международном кинофестивале, Главный приз за режиссуру, приз за лучшую женскую роль в Выборге на российском фестивале «Окно в Европу», приз Х111 МКФ, г. Котбус, Германия.

Отметим, что все игровые ленты Учителя имели и награды и общественный резонанс: «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка». Нынешняя картина создана в соавторстве с Дуней Смирновой, автором сценария «Дневник его жены». «Прогулку» мы увидим 27 ноября в кинотеатре «Октябрь».

Особенность нынешнего фестиваля еще и в том, что в кинотеатре «Центральный» впервые будут широко представлены и новые студенческие работы ВГИКа. Среди них есть победители студенческого фестиваля «Святая Анна». А в программе «Балтийский экран» мы увидим разножанровые ленты кинематографистов Латвии, Литвы, Эстонии.

Вечер памяти кинематографистов — шестидесятников: актера Владимира Высоцкого, режиссера Виктора Турова, кинодраматурга Геннадия Шпаликова с демонстрацией фильма «Я родом из детства» состоится 25 ноября в кинотеатре «Салют». Там же, 26 ноября, пройдет вечер памяти Юрия Марухина «… но обо мне товарищи заплачут».

Придем и вспомним…

http://www.belarusfree.org/ru/reviews/aidavkino.html
галоўная
НАВІНЫ ч.30
папярэдняя
наступная
E-mail: ruz@tut.by
Виталий Силицкий

ОПЕРЕТОЧНЫЙ ПУТЧ — НЕ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ РЕВОЛЮЦИИ, ИЛИ ПОЧЕМУ ШЕВАРДНАДЗЕ — ЭТО НЕ МИЛОШЕВИЧ И НЕ ЛУКАШЕНКО
Смотря на картинку из Тбилиси два выходных дня, невольно ловил себя на ощущении дежа вю. Все это уже было. Колонны, движущиеся со всей страны в столицу.



Толпы, заполонившие центр города. Белые флаги с черным кулаком в середине. Президент, кричащий, что государственное телевидение должно отражать мнение государства, то есть его самого. Подчеркнуто безразличный ко всему происходящему спецназ. Штурм парламента. Напряженное стояние в ночи. Посредническая миссия до боли знакомого министра с самой русской в мире фамилией (правда, как потом оказалось, полугрузина). И, наконец, отставка и массовые народные ликования.

Вот он, казалось бы, югославский вариант номер два. Бурджанадзе–демократы — это ДОС, Шеварднадзе–бюрократы — это Милошевич , толпа — она везде толпа, пацаны на грузовике с кулачными флагами — это отпор, а новая царица Тамара — это госпожа Коштуниц. Тот самый вариант, которому, казалось бы, было отказано в универсальной применимости после поражения белорусских демократов на выборах 2001 г., да и после недавних бакинских событий. И в том и в другом случае оппозиция пыталась, в какой–то мере, но одинаково безуспешно, его воспроизвести. После неудач его уже почти что похоронили. И вот, в Грузии события развиваются по возрожденному трафарету.

Но значит ли это, что надеждам белорусских демократов победить Лукашенко сначала на выборах, а потом и на улице суждено воскреснуть? Возможно, да, но надеяться на то, что процесс пойдет подобным тбилисскому бархатным путем не приходится. Ведь события развивались по трафарету только внешне. Именно эти внешние атрибуты дают сегодня повод российским ура–патриотам (и нашим доморощенным идеологам) списать смену власти в Грузии на происки дяди Сэма. Если кто–то и подтолкнул «серебряного лиса» с политического Олимпа извне, то толчок скорее всего последовал совершенно с другой стороны.

Простите, но если государственный российский телеканал заявил о низложении Шеварднадзе за день до его отставки, если министр иностранных дел выступил на митинге оппозиции (доходили ли до такого в Беларуси семь лет назад Строев и Селезнев?), и если отставка состоялась через четверть часа после того, как Игорь Иванов покинул стол переговоров и сказал, что он все сделал и «все теперь в их руках», от мысли о российском следе во всей этой катавасии отказаться трудно. Похоже, Иванов постепенно превращается в своеобразного терминатора определенного рода политиков (Милошевич тоже сдался почти сразу же после беседы с главным российским дипломатом). Но тем в Беларуси, которые уж очень рассчитывают на помощь России в низложении Лукашенко, радоваться пока рано. Кремль просто подтолкнул ногой то, что уже даже не падало, а лежало на земле. А когда кто–то еще достаточно твердо стоит на ногах, следуют поздравления с победой. Как было два года назад с Лукашенко. Или месяц назад — с Алиевым–младшим.

Но дело даже не в этом. То, что случилось в Тбилиси, только по форме напоминало революцию в Белграде. По содержанию это было совершенно иное. В Сербии подтасовывали президентские выборы, в Грузии — парламентские. С этой точки зрения, смена власти в Белграде несмотря на то, что и она была переворотом по содержанию, была абсолютно легитимна по форме, в Грузии же произошел чистой воды переворот (импичмент Шеварднадзе никто не выносил, на выборах его самого как президента никто не победил, его просто свергли, было ли за что — иной вопрос). И самое главное, политический режим, существовавший при Шеварднадзе, нельзя однозначно назвать диктатурой, а то, что приходит ему на смену пока еще далеко не демократия. Иными словами, смены режима в Грузии не произошло. Свершился переход власти из одних рук в другие, причем, не совсем законным способом. А почему он произошел так легко, могут объяснить четыре причины, которые и показывают, насколько рано поднимать лозунг «Сегодня Тбилиси — завтра Минск».

Причина первая: Шеварднадзе — это не Милошевич. И не Лукашенко. Он слишко слишком поздно захотел стать диктатором, и суть драмы со счастливым концом в Тбилиси в том, что он так и не смог им стать.

Шеварднадзе решил использовать методы сохранения власти, которые сходят с рук (до поры до времени) правителям, сконцентрировавшим в руках все рычаги власти. Но он почти не имел этих рычагов в наличии. Дело даже не в том, что он был демократом, которому чуждо насилие (таковым он, в общем–то, не был уже давно), а в том, что бывший грузинский президент, а вместе с ним и центральное правительство в Тбилиси контролировали собственную страну только постольку поскольку. Сказались полтора десятилетия гражданских войн и противостояний. У крупнейших грузинских политических партий имеются собственные вооруженные формирования и всякие параллели здесь не вполне уместны. Естественно, что в нищей стране армия и полиция богатыми быть не могут, поэтому противостоять оппозиции при таком раскладе, а тем более самим инициировать применение силы им не было ни малейшего резона. Как в том анекдоте: не всегда же тореадор побеждает!

Причина вторая: Шеварднадзе открыто пользовался поддержкой Соединенных Штатов. Но, не в пример, скажем, Алиеву, как младшему, так и старшему, «серебряного лиса» поддерживали в том числе и за его демократические заслуги. Поэтому даже фальсификация выборов (отметим, не такая уж и гигантская блоку экс–президента нарисовали 21% голосов, да еще 18% его союзнику Абашидзе, но это не 80% Алиева!) вызвала нарекания со стороны американского Госдепа, а уж про кровь и говорить не пришлось бы. Можно, конечно, сослаться на то, что недемократическое поведение Шеварднадзе поставили в упрек только после того, как он стал не нужен, или после того, как США обо всем договорились с Россией, но это дела не меняет: лавры со–архитектора перестройки и объединителя Германии сковали вконец неудавшегося диктатора. Таких проблем у Милошевича, естественно, не возникало. Не возникнет и у Лукашенко.

Причина третья: стрельба, а тем более бойня в Тбилиси могла бы привести к распаду Грузии и в самом катастрофическом сценарии — к прекращению ее существования как независимого государства. Мятежные автономии Абхазия и Южная Осетия сразу же заявили бы всему свету, вот видите, как с ними можно жить в одном государстве! Аджария могла бы последовать следом. Остатки же страны остались бы на растерзание кому угодно — хоть русским, хоть тем же чеченцам. Шеварднадзе не мог этого не понимать. Не могли этого понимать и силовики, которые разве что обозначили свое присутствие на улицах столицы (почти как во время августовского путча в Москве). Не могла не понимать и оппозиция, что Шеварднадзе вполне понимает, чем может обернуться кровопролитие. А значит, и могла позволить себе некоторое нахальство.

Причина четвертая: Баден–Баден. В отличие от Милошевича, которого ждала Гаага, у Шеварднадзе, даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств был надежный запасной аэродром, куда уж точно не доберутся его недоброжелатели. Опять таки, чтобы туда приземлиться, «серебряному лису» надо было соблюсти одно–единственное условие — улететь без крови на руках.

Можно подытожить: идя напролом, лидеры оппозиции прекрасно осознавали собственную безопасность. Толпы людей, которые следовали за Бурджанадзе и Саакашвили, также были вполне осведомлены, что вернутся домой живыми и здоровыми через два дня им помешает разве что собственная глупость, шальная авто авария, или какой–нибудь природный инцидент. Не будет ни стрельбы, ни даже арестов или дубинок. С таким настроением, поверьте мне, можно ходить на оппозиционные акции сколько угодно! Тем более если власть действительно довела абсолютное большинство, в чем никаких сомнений, судя по телекартине и не только по ней, не было. Таким образом, оппозиции оставалось только дожать бессильного президента, чьи попытки стать диктатором выглядели весьма анекдотично. Без силовых структур, без хоть какого–то массового движения своих сторонников и без политической поддержки извне Шеварднадзе стал голым королем. Идти на компромисс означало бы для оппозиции отказаться от власти, которая валялась на земле.

Совершенно понятно, что и Саакашвили при таком раскладе нужно было нести в руке вовсе не автомат и не бутылку с коктейлем Молотова, а именно розу.

Типичный случай совмещения приятного с полезным: имидж самого демократичного и миролюбивого путчиста в истории человечества почти что обеспечен, а возьмешь автомат — тут и конец: весь мир увидит звериный оскал. Тут у Шеварднадзе уж точно появился бы шанс спастись (во всяком случае, можно было рассчитывать на политическую поддержку извне).

Более того, без Шеварднадзе Саакашвили, Бурджанадзе и Жвания просто не смогут удержать власть в руках. Ведь о смене курса страны речь даже и не ведется, да и какая смена курса, если Грузия объективно вынуждена еще не один год (и это при самом лучшем раскладе) жить за счет внешней помощи. Для ее получения нужна крыша. Такой может быть только «серебряный лис», международный авторитет которого и после отставки незаменим для любого правителя в Тбилиси. И не стоит забывать, что вся победившая троица — это птенцы его гнезда. Два спикера, один министр юстиции. Как у любого хитреца, тем более, с КГБшным стажем, у Шеварднадзе наверняка имеется что–то, о чем его птенцы–низвергатели наверняка не захотят вспоминать. Так что, экс–президенту волноваться не о чем. Вчерашние победители еще будут сдувать пылинки с его седины.

А если все всё знали, то что действительно произошло в Тбилиси на Георгиев день? Может быть, «серебряному лису» действительно впервые в жизни отказало политическое чутье, и он не подумал несколько раз, во что ему может вылиться нынешняя подтасовка парламентских выборов? А может быть, те, кто принял решение о его свержении, рассчитали ход событий гораздо лучше? Или мы были свидетелями просто игры в поддавки? В любом случае, это был опереточный путч против несостоявшегося диктатора, игра в «не бей лежачего». А значит, ни о каком повторении югославского варианта и говорить не приходится. Ставки для Джинджича и Коштуницы с одной стороны, для Милошевича с другой, да и для всех сербов в целом были совершенно другими. Там действительно шла битва за страну, а не только за власть в ней.

По всему этому, и об автоматическом распространении «грузинского варианта» на Беларусь говорить не стоит. Тем, кто задумал бы его повторение, и тем, кто решился бы принять в нем участие, пришлось бы рисковать гораздо большим, чем Саакашвили и его гвардейцам. Это, может быть, грустная, но реальность политического режима, в котором мы живем. Лукашенко — не Шеварднадзе. И даже не Милошевич. Здесь все серьезнее. Белорусский президент когда–то сказал, что единственный урок, который он извлек из революции в Белграде, это то, что власть нужно защищать, и падение Шеварднадзе может только укрепить его в уверенности, что это единственный урок, который стоит извлечь из горького опыта своих неудачливых коллег. А значит, сегодня он скорее всего уже думает, как не допустить повторения кошмарного для него сценария где–то в районе минской Паниковки.

Выходит, что и самым радикальным в нашей оппозиции стоит думать на шаг вперед, не теша себя мечтой о повторении теперь уже отработанного, изученного и хорошо известного их противнику сценария.

http://www.belarusfree.org/ru/reviews/opputch.html
Hosted by uCoz