Спекуляция на детях
10:44, 05/12/2003, Наташа Шарай, СНплюс
Именно как клетку-ловушку воспринимают почти 120 учащихся закрытого властями Коласовского лицея «любезно предоставленную» государством возможность обучаться в средних школах. Им есть с чем сравнивать. Практически 100% выпускников поступали в вузы. В лицей стремились попасть те, кого интересовал родной язык, история, кто действительно хотел учиться. Теперь лицеисты слоняются по городу — то там им урок назначат, то тут. Недавно коласовцам предложили заниматься в Литве, раз уж на родине ребятам нет места. Проблема закрытого учебного заведения вышла на международный уровень. И снова о лицеистах заговорили. На днях в «палате представителей» обсуждалось, давать ли право «депутату» Фролову В.Д. обратиться с запросом к и.о. премьер-министра Сидорскому С.С. «О ходе выполнения постановления Совета министров РБ « Об учреждении образования Национальный государственный гуманитарный лицей им. Я.Коласа Минобразования РБ». Приводим характерные высказывания, звучавшие в этот день в «палате представителей».
Валерий Фролов:
— Я знаю Владимира Коласа и горжусь дружбой с ним. Я неоднократно бывал в этом лицее и был впечатлен уровнем самоуправления, образования, высочайшим его духом. Давно в Беларуси не приходилось чувствовать атмосферу такого нежного отношения к своему учебному заведению. До сих пор продолжается учеба 120 лицеистов. В отличие от памятного примера, когда умудренные академики спокойно приняли нового руководителя, эти дети и их преподаватели доказывают своим примером, что есть еще люди, которые защищают свою честь и достоинство.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что было постановление Совмина, которое определяло: лицей надо «… ликвидировать… в целях оптимизации системы обучения». Я задал министру образования вопрос: в чем смысл этой оптимизации? Он мне в общем-то ничего и не ответил… В последнем пункте постановления указано: рекомендовать Мингорисполкому создать такой же лицей и перевести туда учеников. Этот пункт вообще был проигнорирован.
Получается, у нас для этих детей не оказалось места, а у литовцев оно есть, поэтому наши дети будут ездить учиться в Литву? Из-за элементарного невыполнения административных вопросов эта проблема выходит на политический и международный уровень. Я прошу объяснить, в чем смысл оптимизации, что мешало детям заниматься в этом лицее? Почему не выполнено постановление, почему не создан новый лицей? Почему некоторые чиновники простые вопросы превращают в сложные? Надо этих чиновников учить.
Ольга Абрамова:
— Я разделяю озабоченность ситуацией вокруг лицея. Я этот вопрос ставила 13 июня, а затем и 25 июня, когда проблема действительно была актуальна. Почему вы молчали, почему группа «Республика» молчала? Где вы были, когда действительно можно было предотвратить подобное развитие событий?
Валерий Фролов:
— Где мы были? Я, Парфенович, Скребец были в то время в лицее, встречались с многими чиновниками, в том числе из Министерства образования. Встречались с властями. Я раз десять приходил в комиссию по образованию. Ходил к Коноплеву, обращался в совет палаты. Конечно, самые неприятные вопросы чиновники стараются заволокитить. А один из способов заволокитить — это создать комиссию…
Виктор Гуминский:
— Административный аспект должен решаться судебным путем. Если не выполнено постановление правительства, кто-то должен за это ответить в судебном порядке. Что же касается моральных и политических аспектов… Я не желаю быть среди тех, кто придает политическую окраску вопросу, поэтому буду голосовать против этого запроса.
Роман Ананьев:
— Очень прискорбно, что дети стали предметом политического торга и политических разборок в этом зале. Этот лицей… нельзя так говорить, но то, что думаю, иногда и ляпаю, был рассадником бэнээфовцев, ационалистической идеологии. И поэтому меня, русского человека, это очень волнует.
И почему вдруг сегодня эта тема всплыла? Думаю, некоторые наши политики стали нормальными бизнесменами. Видно, на момент, когда эта каша варилась, от Центрального разведывательного управления по этой теме предоплаты получено не было.
Василий Хрол:
— Я смотрю, когда говорил Роман Ананьев, Валерий Дмитриевич почему-то покраснел. Не надо на детях строить политику. Нормальная в республике система образования. И идеология в наших учебных заведениях должна быть единой. Единая государственная идеология. И когда одно учебное заведение или два выпадают из этой системы идеологической работы, то, естественно, органы государственной власти и управления принимают адекватные решения. Я тоже буду голосовать против. Политику можно делать на чем угодно. Но, я думаю, дети — святое. И детей втягивать в эти разборки не имеет смысла.
Виктор Кучинский:
— Меня задело выступление одного из коллег. Я белорус. Я родился в Беларуси. Есть Конституция, есть закон об образовании. Кто имеет сегодня право здесь подниматься и вести разговор о том, нужен ли белорусский язык или не нужен, даже в стенах этого лицея? Прежде чем говорить о ЦРУ, говорить о том, что дети вовлечены в какую-то политику, я бы полагал разумным и правильным, чтобы на этот вопрос ответили компетентные органы, чтобы это не стало предметом разжигания межнациональной розни. Если был лицей, возникает вопрос: что там было незаконно? Имеет ли право знать об этом депутатский корпус? Если есть постановление правительства, оно должно быть исполнено. Подавляющая часть населения у нас — белорусы. И не надо ставить проблему таким образом, чтобы мое национальное самосознание было кем-то унижено или чем-то…
Сегодня везде вводится должность зама по идеологии. А скажите, пожалуйста, придет другой президент, будет другая идеология — перестраивать все заново? Не должна быть идеологии отдельной личности, должен существовать государственный подход к проблемам общества. И для этого нужно следовать букве закона и Конституции. И что тут такого — дали запрос, нам прислали ответ. И все. И нет тут никакой политики. А что, лучше если эти дети будут ходить по улице и быть политической проблемой? Чтобы иностранцы их фотографировали и потом в ООН обсуждалось, что в Беларуси ущемляется право говорить на родном языке, закрываются белорусские школы?
Игорь Котляров, председатель комиссии по образованию:
— Мы пригласили министра образования в парламент, пригласили депутатов — их было более трети. Был там и депутат Фролов. Министр минут пятнадцать отвечал на этот вопрос. После мы на заседании комиссии еще раз все обсудили. Мы считаем, что Фролов получил исчерпывающий ответ. Сегодня этот запрос не целесообразен.
***
Вот и все обсуждение. Выступления «депутатов» мы почти не правили. Пусть каждый делает выводы самостоятельно.
23 депутата за запрос, 47 — против. Долго еще после голосования «депутаты» пытались выяснить, кто тянет детей в политику. А ведь результат оказался и так наплевательским по отношению к лицеистам. Никто не предлагал вариантов решения проблемы. Голосование показало, что большинство в «парламенте» согласно с нынешним положением вещей. Мол, нечего тревожить исполнительную власть по пустякам, так им и надо, этим «националистам». Пусть выкручиваются, как хотят. Будто не о детях говорили, а боролись с мифическим подпольщиком-бэнээфовцем…
ddddd
http://www.charter97.org/bel/news/2003/12/05/licej
|